Preaload Image

Об особенностях курса “Основы религиозных культур и светской этики”

Информация для родителей об особенностях курса «Основы религиозных культур и светской этики» в МОБУ «Агалатовская СОШ»

Уважаемые родители!

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно – досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи. Конечно, все эти проблемы волнуют каждого родителя. Доказательством этого является повышение внимания к культурному наследию народа, населяющего наше государство. Так или иначе, но, задумываясь о будущем потомков, мы неизбежно обращаемся к прогрессивной мысли прошлого, к жизненному опыту всех времен и поколений, к основе основ – народной философии, мудрости традиционного мировоззрения. Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Это хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального характера.

Сегодня встал вопрос о том, что преподавание знаний о религиозных культурах призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора наших детей, но и в формировании достойного гражданина России, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу. Особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции. В связи с этим мы предлагаем вам для ознакомления письмо Управления образования и молодежной политики.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» вводится в учебный процесс в4 классе. Вэтот период начинается наложение образовательного кризиса на возрастной, ребёнок покидает начальную школу и испытывает немалые трудности в адаптации к новой системе обучения в основной школе. Меняется его отношение к себе, родителям, школе, образованию. Происходит переоценка ценностей. Необходимо поддержать ребёнка в этот сложный для него период. Очень важно, чтобы отказ от ценностей детства и переход к ценностям взрослой жизни происходили в контексте определённого культурного и мировоззренческого пространства. В этом контексте знакомство с религиозной или нерелигиозной традицией в школе не ведёт ребёнка к их обязательному принятию. Оно обеспечивает решение важной психолого-педагогической задачи: младший подросток при любых условиях создаёт собственную систему новых ценностей, но если он это делает, имея ясное представление о высших ценностях, в которых сконцентрирован лучший нравственный опыт человечества, то его собственный процесс переоценки ценностей будет осознанным и позитивным.

Этому процессу призван содействовать курс «Основы религиозных культур и светской этики». Воспитание детей было и остаётся самым трудным видом деятельности в мире. Что может быть сложнее и ответственнее, чем воспитать в человеке Человека?

Воспитание осуществляется в диалоге отцов и детей. Однако их отношения довольно часто принимают драматический характер: старшее поколение, стремясь оградить молодёжь от ошибок, хочет передать ей собственный опыт, собственные модели поведения и представления, молодое поколение в то же время, не желая жить чужим умом, отстаивает своё право на самостоятельный путь, своё понимание жизни.

Каждый из модулей курса расскажет школьникам о системе вечных ценностей, богатейшем и разнообразном опыте нравственной жизни, примерах человеческого подвига во имя высших идеалов. Родители могут выбрать тот модуль, который согласуется с семейными традициями, их мировоззрением, нравственными установками.

Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Цель и задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

1.Основы православной культуры;

2.Основы исламской культуры;

3.Основы буддийской культуры;

4.Основы иудейской культуры;

5.Основы мировых религиозных культур;

6.Основы светской этики.

Родители (законные представители) школьников могут выбрать ОДИН из модулей для обучения своего ребенка. В конце обучения ребёнка в 3 классе проводится анкетирование родителей с целью выбора модуля.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» будет носить светский характер – у всех модулей будет единая методическая и методологическая основа, преподавать его будут учителя общеобразовательных школ, прошедшие специальную подготовку.

Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской КУЛЬТУРЫ, предоставит возможность обсуждать нравственные вопросы и вопросы светской этики, с опорой на те культурные особенности и традиции, которые для них представляют наибольший интерес.

(Материал подготовлен зам. директора по УВРБояриной О.В.)

Полезные Интернет-ресурсыпредмета ОРКСЭ

1. Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работай ков образования РФ: http://www.apkpro.ru; http://www.orkse.apkpro.ru.

2. Федеральный портал «Российское образование»: http://www.edu.ru

3. Российский портал открытого образования: http://www.openet.edu.ru

4. Спутниковый канал единой образовательной информационной среды: http://www.sputnik.mto.ru

5. Учительская газета: http://www.ug.ru

6. Журнал «Вестник образования России»: http://www.vestniknews.ru

7. Потенциал: образовательный журнал для школьников и учителей: http://potential.org.ru

8.Издательство «Просвещение»: http://www.prosv.ru

9. Большой энциклопедический и исторический словари он-лайн: http://www.edic.ru

10. Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий»: http://www.megabook.ru

11. Педагогический энциклопедический словарь: http://dictionary.fio.ru

12. Рубрикой: энциклопедии, словари, справочники: http://www.rubricon.com

13. Образовательные проекты компании «Кирилл и Мефодий»: http://edu.km.ru

14. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: http://vschool.km.ru

15. Портал «Музеи России»: http://www.museum.ru

16. История архитектуры, стили архитектуры, мировая архитектура: http://www.archi-tec.ru

17. Всеобщая история искусств: http: / / www, art ух .ru

18. Виртуальный каталог икон: http://www.wco.ru/cons/

19. Виртуальный музей живописи: http://www.museum-online.ru

20. Государственная Третьяковская галерея: http://www.tretvakov.ru

21. Государственный Русский музей: http://www.rusmuseum.ru

22. Государственный Эрмитаж: http://www.hermitagemuseum.org

23. Московский Кремль: виртуальная экскурсия: http: //www.moscowkremlin.ru

24. Музеи Московского Кремля: http://www.kremlin.museum.ru

25. Народы и религии мира: http://www.cbook.ru/peoples

Информация о религиозных организациях размещена на следующих Интернет-ресурсах:

1. Официальный сайт Русской Православной Церкви (Московский Патриархат): http://www.patriarchia.ru/