Preaload Image

СИМФОНИЯ ГРЯДУЩЕЙ ПОБЕДЫ

В рамках мероприятий, посвященных полному снятию блокады Ленинграда,  в 6-8  классах МОБУ «СОШ «Агалатовский ЦО» (отделение основной школы Вартемяги)  прошли уроки музыки, направленные на пробуждение в детях чувства сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей великой отечественной войны, воспитание чувства патриотизма, сохранение исторической памяти.

“Цель искусства есть объединение людей в одном и том же чувстве”, – утверждал Лев Толстой.  Очень важно было передать детям, как музыка помогала людям в тяжелые времена справляться со всеми сложностями, с которыми пришлось столкнуться.

В годы блокады великий композитор современности Дмитрий Шостакович написал 7 симфонию, которую назвали «Ленинградской». Это великое произведение, отражающее не только волю к победе, но и непреодолимую силу духа русского народа. Грандиозная по масштабу композиция подарила надежду и веру не только людям блокадного Ленинграда, но и всему Советскому Союзу.

«Звучали аккорды Седьмой симфонии. В этот вечер в центре Ленинграда не разорвался ни один снаряд. Это была единственная в своём роде «музыкальная пауза» – пауза в смертоносных обстрелах, пауза, наполненная звучанием жизнеутверждающей музыки. Но чтобы обеспечить городу эту паузу, артиллеристы и лётчики Ленинградского фронта вели усиленный огонь по врагу, обрушивали на его батареи мощные бомбовые удары. Это была могучая огневая симфония Ленинградского фронта.»

Ученики  сформулировали своё мнение о прослушанном произведении:

«В начале симфонии  всё звучит тихо и мирно, флейты показывают красоту природы, спокойствие. Но потом появляется враг: едва слышится дробь барабана – как будто показывает, как  издалека приближается враг. Постепенно звучность нарастает, и вот уже музыка подчёркивает жестокость врага, получается почти зрительно ощутимая картина нашествия врага».

 

«Седьмая симфония – большое музыкальное произведение, которое передаёт слушателям глубокие мысли, переживания композитора, его отношение к жизни: столкновение добра и зла, и победа– вот, наверное,  основная мысль, которую несёт в себе музыка Седьмой симфонии».

«В симфонии четыре части, они контрастны по замыслу. Картины мирной жизни и вражеского нашествия в первой части, героические образы второй и третьей  части и победный финал, так же часто звучит музыка скорбная, как бы напоминает нам о том страшном времени»

«В финале симфонии музыка из минорной переходит в мажорную тональность. Почему? -Предчувствие победы, несмотря на жертвы. Собираются силы. люди встали на борьбу. Музыка звучит торжественно и уверенно. Ведь люди защищают родную землю от врага. Добро победит зло».

Именно в это верил Шостакович, когда создавал свою симфонию.  Эту веру он хотел передать своим соотечественникам.

Хочу добавить, что была приятно удивлена тем фактом, как дети правильно поняли смысл произведения, уловили настроение автора, определили тему добра и зла в первой части. Могу с уверенностью сказать, что музыка Седьмой симфонии вызвала чувство гордости у детей перед силой мужества советского человека в годы Великой Отечественной войны.

Учитель музыки МОБУ «СОШ «Агалатовский ЦО» Елизарова Дарья Александровна